Электронные проекты от Eddy71
Суббота, 20.04.2024, 13:29
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [112]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Реле поворотов со звуковой индикацией на PIC10F200-PIC12F629
Микропроцессорное реле поворотов как ответ российскому автопрому


   Началось всё буднично и скучно - вечером приехал забрать дочку с празднования дня рождения двоюродного брата из кафешки, а отъезжая не смог включить повороты - отработав 4 года реле поворотов отправилось на небеса, на небесную свалку автозапчастей.. С горем пополам и малость шугаясь от невозможности подавать сигналы доехал по тёмным улицам города домой и поставил Мотю на стоянку. Утром первым делом побежал за реле поворотов. Купил со слов продавца жигулёвское за два доллара. После вставки в гнездо новой релюшки лампочки радостно заработали.

   Но радость была не долгой - на улице похолодало, мозги Матизки сообразили, что надо увеличить напряжение заряда на аккумуляторе и ..реле поворотов перестало работать. Нет, лампочки оно включает, но клацать отказалось. Пришлось мигать вручную, включая и выключая лампы в быстром темпе.. Приехав в мастерскую вскрыл реле. Там оказалась такая нехитрая конструкция:

 

 


 
К сожалению я не додумался сфотографировать это изделие и фото одолжил с этого ресурса: http://www.autolada.ru/viewtopic.php?p=4674367 (там тоже его не хвалят).

Посидев немного с тестером и ручкой срисовал схему этого чуда.
 

 
Схема простая и недорогая. Но беда в ней оказалась в том, что эта схема работала только при напряжении в диапазоне от 11 до 13,4в. При опускании ниже или повышении напряжении бортовой сети схема реле поворотов отказывалась работать. Лампы включались и всё. Перепробовал менять все детали по очереди - безрезультатно. Можно было только изменить частоту включений ламп. Устойчивой работы при разных напряжениях добиться не удалось.

  Через день зашёл сосед автолюбитель. Он для своего ВАЗ 2106 купил похожее реле. Отработало сутки. Выбрасывать было жаль и он принёс "посмотреть что с ним". Я вскрыл и это реле поворотов.
 

 
   Как видно из фото, схема немного другая. Сделано из самого дешёвого одностороннего отечественного стеклотекстолита толщиной около пол миллиметра. Детали выводные китайские. (транзистор коммутации реле я заменил на КТ814 заменив сгоревший китайский без маркировки). Срисовал схему реле поворотов с платы (пайка жуткая, с трещинами).
 
 
  После замены транзистора реле защёлкало и сосед ушёл радостный. Надеюсь наш КТ814 будет работать надёжней китайского мелкого безимянного транзистора в корпусе ТО-92..

   Убив на эксперименты со своим сдохшим реле пол дня я разозлился и распаял эту злосчастную плату. По быстрому накидал в SL6 плату почти без деталей и пока она травилась написал нехитрую программу. Сердце нового реле поворотов микроконтроллер PIC10F200 (купленный всего за 50 центов). Реле взял родное. Хоть оно и выглядит как-то не серьёзно. Но решил максимально использовать детали от неудачного реле поворотов. Схема проста до безобразия:
 


В качестве бонуса решил озвучить включение ламп тоном полтора килогерца. Теперь реле не только щёлкает но и пикает 8-)
Может плата и выглядит не сильно изысканно, но работает весьма стабильно - гонял около часа в диапазоне напряжений от 8в до 15в (ниже не хочет срабатывать реле - производитель сэкономил на проводе). В качестве динамика использовал буззер от старого мобильника. Он небольшого размера, а пищит довольно ощутимо. Сопротивление катушки 16 Ом (это не критично).

 

 

 

 


 
  После размещения этого материала когда выдался сухой день полез под панель приборов и установил реле поворотов в "Матиз". Включил аварийку - реле радостно защёлкало и запикало. Всё замечательно. Но вечером когда пришёл заводить машину был неприятно удивлён - при включении зажигания реле начало само щёлкать и пищать. Ругаясь полез под торпедо менять на старое. Пришлось на следующий день проштудировать схему "Матизки". Оказалось, что реле в нём постоянно запитано (при включенном зажигании). А режим мигания включается при подключении к выходу нагрузки в виде лампочек. Пришлось подумать и переделать как схему так и прошивку с платой.  Схема нового варианта реле с детектированием ламп изображена ниже.
 

 
  А так выглядит собранный новый вариант платы реле поворотов с микропроцессорным управлением.
 
 
  Испытыния обновленной версии прошли успешно. Работает так, как и задумывалось. Надеюсь, что теперь не скоро понадобится лезть в электропроводку автомобиля.
 
=========================================================================
 
С момента публикации материала прошло уже больше года. Реле успешно продолжает трудится и ни разу не выходило из строя. Но я получаю письма, с просьбой адаптировать прошивку к более распространённым контроллерам, например PIC12F629 или PIC12F675. Что собственно и сделал.
Схема выглядит вот так:
 
 
К сожалению, плату для этого варианта я не трассировал - под руками не нашлось неисправного реле. Но думаю это не составит большого труда для любителя - схема очень простая.  :)
 
Файлы платы и прошивки можно скачать бесплатно в разделе "Каталог файлов"

 

Если при повторении этой конструкции у Вас возникли какие-то вопросы или идеи по улучшению её, напишите мне в онлайн форме свои соображения по этому поводу.

Если Вы авторизуетесь на сайте в качестве пользователя, Вы будете получать уведомления о новых материалах на сайте.



Категория: Мои статьи | Добавил: Eddy71 (03.12.2013)
Просмотров: 17479 | Рейтинг: 5.0/12